Классификация подшипников

Подшипники качения. Подшипники скольжения.
Самая простая и глобальная классификация. Все известные разновидности подшипников можно разделить по этому принципу:- - с телами качения это подшипники качения (актуальный ГОСТ 520-2002), которые тут же можно разделить по форме тел качения на: роликовые, шариковые и игольчатые.
- - без тел качения это подшипники скольжения (актуальный ГОСТ ИСО 4378-1-2001) или втулки (тривиальное название). дальнейшее разделение возможно по материалу (керамические), по конструкционным особенностям (шарнирные).
Линейные подшипники
Другие названия:подшипники линейного перемещения.
Связанные понятия: линейные направляющие (направляющие линейного перемещения), каретка (втулка линейного подшипника).
Основные отличительные особенности: поступательное линейное перемещение
Разновидности: с круглым сечением (вал круглого сечения + шариковая втулка линейного перемещения), с направляющими в виде рельсов (рельсовая направляющая + каретка
Применение: промышленные станки, типографское оборудование, робототехника, медицинская техника, приборостроение
Дополнительные материалы: детальный обзор по линейным направляющим
Подшипниковые узлы
Другие названия: корпусный подшипник, подшипник-буксаСвязанные понятия: корпус подшипника, фланцевый подшипниковый узел, подшипниковый узел на лапах, буксовый подшипник.
Основные отличительные особенности: наличие корпуса с закрепленным подшипником, ниппель для смазки узла изнутри
Разновидности: по типу тел качения - шариковые, роликовые, игольчатые; по типу фиксации корпуса - фиксирующие, нефиксирующие, регулируемые, плавающие
Применение: промышленное машиностроение, электродвигатели, сельхозтехника, конвейерные установки, насосная техника
Нормативные документы: буксы ГОСТ 32769-2014, корпус подшипника ГОСТ 13218.8-80
Упорные подшипники
Другие названия: отсутствуют
Основные отличительные особенности: способность выдерживать осевые нагрузки - боковые нагрузки на ось подшипника
Разновидности: упорный шариковый, упорный роликовый, упорно-радиальный шариковый, упорно-радиальный роликовый, радиально-упорный шариковый, радиально-упорный роликовый
Применение: везде где присутствуют осевые нагрузки - центрифуги, автопром, шпиндели и пр. В зависимости от величины осевой нагрузки и от соотношения нагрузок "осевая-радиальная" могут использоваться гибридные варианты упорных подшипников - упорно-радиальные или радиально-упорные. В случае когда осевая нагрузка возможна в обе стороны от оси - ставят два однорядных упорных подшипника в противоход или используют специальный двухрядный упорный подшипник.